Стратегическое
бизнес-планирование в кризис
Есть ли у вашей компании план? Тот, в котором прописаны желаемые и возможные пути развития вашего бизнеса, прогнозируемые доходы и риск, стратегические задачи на определенный период времени, в конце концов. Если да, то ваша сознательность — уникальна для российского рынка, но вы все равно можете прочитать этот текст, чтобы убедиться, что все делаете правильно. Если нет, я тем более рекомендую вам дочитать его до конца.
минимизация возможных рисков и различные пути их преодоления;
Любой бизнес рано или поздно сталкивается с необходимостью планировать не только свою текущую работу, но и выстраивать во времени деятельность, связанную с развитием. Стратегическое планирование позволяет руководителям компаний прогнозировать потенциальную прибыль или убыток в будущих периодах, отслеживать волатильность рынков, подстраиваться под изменения (зачастую, довольно внезапные) и оптимизировать бизнес-процессы. Это также дает возможность четко и осмысленно принимать необходимые решения и видеть чуть дальше, чем конкуренты. Прогнозирование (преимущественно с целью снижения рисков) позволяет финансовым системам вовремя подстраиваться под постоянно меняющиеся условия современной экономики. Особенно актуально это для крупных предприятий, чья гибкость и мобильность существенно проигрывает малым и средним организациям. Подготовка к возможным негативным явлениям и выстраивание гибкой траектории развития даёт важное преимущество, помогает быстро реагировать на различные явления внешней среды и избегать существенной потери прибыли.
Особенно актуально это становится в условиях кризиса, когда значимость стратегического планирования очень высока и опасна одновременно. Почему высока? Потому что, если мы сейчас не будем планировать деятельность своего предприятия, то можем, например, не увидеть расходов, которых хорошо бы было избежать, или возможностей снизить издержки, получить дополнительные доходы (такое тоже случается). Опасность же заключается в том, что сейчас существенно возросли риски изменений во внешней среде. Все может пойти далеко не по тому плану, что мы себе наметили: меняется законодательство, кто-то разоряется, чей-то бизнес, наоборот, идет в гору. Все слишком неоднозначно.
При разработке стратегического бизнес-планирования в реалиях современной экономики необходимо учитывать специфику той среды, в которой работает бизнес. Особенно важно обратить внимание на:
новые возможности для получения прибыли, перепрофилирование или частичное видоизменение бизнеса под новые реалии рынка;
возможности для компенсации влияния возможных негативных факторов;
поиск дополнительных источников формирования резервов и открытие новых фондов;
пути оптимизации и снижения расходов в различных обстоятельствах на разных этапах цикла работы компании.
При составлении стратегического бизнес-плана для вашей компании важно учитывать следующие факторы:
изменения на рынке (как на вашем, так и на взаимозависимых рынках);
изменения законодательства;
действующие и возможные ограничения для роста;
Все компании, с которыми сейчас работает "Финансовый альянс", выстраивают стратегическое планирование своей деятельности на различные сроки. Мы рекомендуем делать это в краткосрочном и долгосрочном периодах, обновляя планы по мере изменения ситуации.